Чтобы помнили!
Родители умерли в начале 1920-х годов. Старшие сестра Катерина и брат Николай, погибли в 1932 году.
В 10 лет Петя Алейников ушёл из дома, пошёл попрошайничать.
В колонии существовал собственный драмкружок, и Пётр стал в нём самым активным участником. В конце 1920-х годов он попал в Могилёвскую коммуну имени Десятилетия Октябрьской революции, гда Алейников создал собственный драмкружок.
В 1930 году Алейников с рекомендательным письмом от руководства колонии отправился в Ленинград и успешно сдал экзамены в Институт сценических искусств. Его первый кинодебют был эпизодическим — в 1932 году в фильме "Встречный".
Через год Алейников был приглашён Герасимовым на крохотную роль в немом фильме "Люблю ли тебя?" Одной из партнёрш Алейникова в картине оказалась его однокурсница — Тамара Макарова. Он влюбился в девушку, однако признаться ей стеснялся. Но большим потрясение для него стало известие о романе Макаровой с Герасимовым. На какое-то время Алейников даже запил, а затем и вовсе покинул группу Герасимова.
В 1935 году он стал выпускником Института сценических искусств.В 1946 году Алейников решил резко изменить актёрское амплуа и принял предложение режиссёра Лео Арнштама сняться в его фильме "Глинка" в роли... А.С. Пушкина. Алейников в роли поэта вызывал в зале дружный смех. И после этого Пётр Мартынович даже попросил снять его имя с титров фильма. С этого момента наступил закат в кинокарьере Алейникова. За четыре года он был приглашён сниматься только трижды, да и то в крохотные эпизоды. Во многом это объяснялось личной недисциплинированностью актёра.
В конце концов к началу 1950-х годов Алейников оказался за бортом большого кинематографа.
Иногда, чтобы хоть что-то заработать, Алейников соглашался выезжать с творческими бригадами московских театров на периферию.
В те годы многие, некогда набивавшиеся в друзья к Алейникову, отвернулись от него. Он был один, и часто местом его прогулок был Московский зоопарк.
Последней работой актера стала роль в фильме «Утоление жажды», снятом туркменским режиссером Булатом Мансуровым в 1965 году, в котором Алейников снялся вместе с дочерью Ариной и сыном Тарасом. В картине Арина исполнила роль дочери героя фильма, а Тарас – роль молодого геолога. Во время съемок этой картины Алейников работал по двенадцать и более часов в сутки, заражая своим трудолюбием всю съёмочную группу. Алейников сыграл опустившегося старика бульдозериста, который украв деньги у своих товарищей, на коленях вымаливал у них прощение. Алейников во время исполнения этой роли утверждал главное – во всем и всегда нужно быть достойным человеком. За эту роль жюри Всесоюзного кинофестиваля, проходившего в Ленинграде в мае 1968 года, посмертно присудило ему Почетный диплом первой степени. Больше наград в его жизни не было.
Петр Алейников скончался 9 июня 1965 года после тяжелой болезни.
После вскрытия хирург Баснер утверждал, что печень Алейникова была совершенно здоровой. Это известие окончательно развеяло миф об алкоголизме, которым якобы страдал Алейников при жизни. Просто актер легко пьянел с одной-двух рюмок, чем давал повод для слухов о его якобы больших загулах.
Когда встал вопрос о месте захоронения актера, родственникам Алейникова не разрешили похоронить артиста на Новодевичьем кладбище. Хотя сам Алейников просил его похоронить именно на Новодевичьем. Тогда о друге решил побеспокоиться Борис Андреев. Он надел свои ордена, явился к градоначальнику Москвы Владимиру Промыслову и спросил: «Мне положено место на Новодевичьем?» — «Вам, как народному артисту СССР и лауреату Госпремии, безусловно…» — «Тогда кладите Петьку в мою могилу, а меня уж хоть за забором!»
Похоронен на Новодевичьем кладбище в Москве (участок № 6).