Почему не стоит верить партиям, которые возглавляют олигархи
В Челябинске всплыли скандальные подробности политического размена «Справедливая Россия» — «Единая Россия».
Из всего-навсего восьми депутатов-эсеров, которые победили 8 сентября на муниципальных выборах (всего «Справедливая Россия» выставляла в Челябинске 108 кандидатов) пятерых партия власти беспрекословно выдвинула в городскую думу.Горячая симпатия «Единой России» к челябинским эсерам объясняется просто. Местный олигарх — депутат Госдумы с 22-летним стажем Валерий Гартунг, председатель челябинского отделения «Справедливой России» и владелец Челябинского кузнечно-прессового завода (ЧКПЗ) — удачно сыграл в поддавки с Кремлем.
Он не просто публично поддержал врио губернатора Алексея Текслера в избирательной кампании, не стал выдвигаться в губернаторы, и вошел в сенаторскую тройку. Гартунг трудился в поте лица: как заправский агитатор, он объездил Челябинск и «территории», и на каждой встрече с избирателями горячо доказывал, как отлично будет области при новом губернаторе.
Усердный труд не пропал даром. Взамен Гартунг получил гарантии сохранения своего влияния в регионе — квоты для эсеров в районные советы и гордуму Челябинска. А по большому счету, похоже, получил гарантии неприкосновенности семейного бизнеса.
Можно сказать, Гартунг монетизировал репутацию оппозиционера — монетизировал голоса избирателей — с максимальной выгодой для себя.
«Единая Россия» и Гартунг: история любви
Летом 2019-го спикер заксобрания области (ЗСО) и секретарь реготделения «Единой России» Владимир Мякуш провел серию встреч с главами районов Челябинска. К великому изумлению чиновников, на них присутствовал руководитель аппарата реготделения «Справедливой России» Василий Швецов — правая рука Гартунга. Мякуш поручил в каждой территории отдать часть округов кандидатам от эсеров.
«До глав районов и спикеров доводят квоты, которые выделены на „Справедливую Россию“, По большинству районов это два округа, в Ленинском районе — пять округов. Всего 17 мандатов. То есть десять процентов от общего числа депутатов», — сообщало информационное агентство Znak.
Вот как трогательно описывал коллизию телеграмм-канал «НеЮревич»: «Единороссы с таких раскладов в недоумении. Если на праймериз еще были технические кандидаты, можно было что-то расторговывать, то сейчас люди уже вложились в округа, в кампанию. Главы тоже в неловком положении — чьи округа сливать?»
Но партия сказала «надо», и ради кандидатов Гартунга округа слили, спонсоров кандидатов кинули, а главы районов неловкость перетерпели.
А теперь — о главном. О том, почему нынешние отношения Гартунга с «Единой Россией» можно иллюстрировать фотографией Режи Боссю от 7 октября 1979 года. Уверен, вы видели этот снимок. На нем запечатлен знаменитый поцелуй Леонида Брежневас руководителем ГДР Эриком Хоннокером.
Судя по всему, Гартунг все время своего пребывания в Госдуме прилежно играл роль карманного оппозиционера. Не переступал красных линий, а когда нужно, тихо голосовал за непопулярные законопроекты.
Скандал вокруг одного такого голосования — по капремонту — грянул летом 2015 года, в прямом эфире телепрограммы «ЧасПолит» на ГТРК «Южный Урал».
«Лидер челябинского отделения „Справедливой России“ высказал пламенную речь, суть которой заключалась в том, что платить за капремонт не нужно. На это Петр Васильев (директор ГТРК, — „СП“) возразил, что Гартунг сам в первом чтении в Госдуме голосовал за принятие закона о капремонте. Началась словесная перепалка. В конце концов, Валерий Карлович решил, что съемки пора заканчивать и, не прощаясь, вышел из студии», — писала газета «Копейский рабочий».
На деле, Гартунг с «Единой Россией» всегда неплохо ладил — пользуясь словечком Дональда Трампа. И причина покладистости не в широте политических взглядов, а в узких бизнес-интересах семьи Гартунгов. Лоббировать которые без депутатского мандата, как показывает практика, чертовски трудно.
В чем сила? В мандате!
Бизнес Гартунгов — это порядка 13 компаний, которые принадлежал двум сыновьям и жене депутата. Главные активы семьи — Челябинский кузнечно-прессовый завод (ЧКПЗ) и Челябинский завод строительного машиностроения (ЧЗСМ). По данным штаба Навальногов Челябинске, в 2018-м Валерий Гартунг заработал 28.570.636 рублей. В его собственности земельный участок 9846 м² (доля ⅓), жилой дом 672 м² (доля ⅓), автомобиль Mercedes-Benz CL.
Неплохо, скажите вы, но на фоне супруги депутат кажется бессребреником. Доход Марины Гартунг за 2018 год составил 127.394.855 рублей. Её собственность: земельный участок 9846 м² (доля ⅔) и жилой дом 672 м² (доля ⅔); два жилых дома 288 и 110 м²; квартиры в Швейцарии 190 м² и на Кипре 94 м²; автомобили Mercedes A250 и Porsche Cayenne.
То есть, активы у семьи неслабые, и простаивать не должны. А теперь вернемся к лоббистским возможностям депутатского мандата. В 2008 году ЧКПЗ, гендиректором которого был сын депутата Андрей Гартунг, пострадал от экономического кризиса.
«Я не знаю, писал ли сын „официальное обращение“ депутату или просто обратился: „Папа, помоги“, но факт остается фактом. Валерий Гартунг активно вмешался в спасение не чужого ему предприятия. Нужно было решить задачу, чтобы пробиться в поставщики продукции для крупной нефтяной компании ОАО „Сургутнефтегаз“», — рассказывал«Московский комсомолец».
На депутатском бланке Гартунг попросил гендиректора «Сургутнефтегаза» Владимира Богданова о встрече, чтобы обсудить «возможности поставки на Ваше предприятие фланцев… производства ОАО «ЧКПЗ». Богданов от встречи уклонился. Тогда депутат подошел к решению задачи с другого конца: обратился за помощью к тогдашнему полпреду президента в УФО Николаю Винниченко. И добился своего — письма Винниченко к Богданову, в котором полпред настоятельно предложил организовать встречу с Гартунгом «для обсуждения вопросов поставок продукции завода на ОАО «Сургутнефтегаз»». Как говорится, занавес.
Жена депутата Марина Гартунг тоже не сидит без дела — рулит автосалоном «УралАвтоХаус» и продает Mercedes-Benz. Компания знаменита тем, что здесь приобрела микроавтобус Mercedes-Benz администрация Чесменского района Челябинской области. В техзадании автомобиль был расписан в мельчайших подробностях — получилось, удовлетворить чиновников может только «УралАвтоХаус», и никто иной.
Когда об этом написало издание «Ura.ru», Гартунг счел публикацию экстремистской. «Депутат …подал заявление в полицию с просьбой проверить деятельность информагентства Ura.ru в Челябинской области на наличие состава преступления по ч.1 и ч.2 ст. 210 УК РФ („Организация преступного сообщества или участие в нем“)», — отмечал «Коммерсант».
Летом 2013 года Международный консорциум журналистов-расследователей (ICIJ) опубликовал на своем сайте базу данных о владельцах офшоров на Британских Виргинских островах. Вот как писали об этом «Ведомости»: «в базу скрытых бенефициаров фондов, трастов и компаний попали российские депутаты, их родственники, чиновники и топ-менеджеры госкомпаний», «в частности… Марина Гартунг».
Супруга депутата пояснила тогда изданию, что компания создавалась на всякий случай для удобства сделок, поскольку британское право предоставляет больше возможностей, но не пригодилась, и была продана.
Без сомнений, так оно и есть. Но осадочек, как принято говорить, остается.
Элита преткновения
По мнению аналитиков, сделка в Челябинске выгодна не «Справедливой России», а лично Валерию Гартунгу: места в райсоветах должны получить люди, лояльные лично ему. Не исключено, что депутат таким образом закладывает основу для долгосрочных отношений с местной властью. Неизвестно, что будет со «Справедливой Россией к следующим думским выборам, а ему в 2021 году будет проще договариваться по избранию в одномандатном округе в Челябинской области в Госдуму.
Другими словами, Гартунг идет на рекорд — седьмой депутатский срок. И этим прекрасно иллюстрирует ключевую проблему российской власти: ее несменяемость. Ни к чему хорошему опора Кремля на региональных олигархов не приводит. Та же вполне благополучная экономически Челябинская область оказалась неспособной вовремя достроить объекты для саммитов ШОС и БРИКС к 2020 году. Часть мероприятий из Челябинска уже перенесена в Питер — и подобные примеры неэффективности региональных элит не исключение, а правило.
По-хорошему, депутатов с 22-летним стажем надо из власти «провожать». Наряду с «Единой Россией» они завели страну в опасный тупик. Но в случае с Гартунгом это, скорее, вопрос к гражданскому обществу Челябинска.
— В нынешней политической системе, наряду с политическими фильтрами, которые отсеивают неугодных кандидатов, имеется могущественный имущественный ценз, — считает депутат Госдумы третьего и четвертого созывов, полковник в отставке Виктор Алкснис. — Человеку с улицы — доярке или слесарю — стать народным избранником практически невозможно. Для этого нужно либо иметь доступ к административному ресурсу, либо вложить в избирательную кампанию большие деньги.
КПРФ, за счет прежних заслуг и лейбла еще может провести без денег партийного кандидата в депутаты. Но остальным приходится нелегко. «Единая Россия» — ясно — это и административный ресурс, и деньги. ЛДПР держится на плаву за счет фамилии Жириновского. А вот «Справедливая Россия» находится в межвременье.
Пока лидер эсеров Сергей Миронов был председателем Совета Федерации, у него были возможности находить деньги для финансирования текущей деятельности партии. Но как только его убрали с этого поста, кислород эсерам перекрыли. И сегодня «Справедливая Россия» в финансовом отношении влачит жалкое существование. Одно время были скандалы, что нет денег на оплату центрального аппарата, доходило чуть не до забастовок.
Сейчас партия не в состоянии выделять деньги на проведение и федеральных кампаний, и кампаний на региональном уровне. В такой ситуации Миронов перевел региональные организации на самофинансирование. Сверху спущена указивка: ищите деньги, поскольку финансирование утопающих — дело рук самих утопающих.
А Гартунг — богатый человек, бизнесмен. С момента вступления в «Справедливую Россию» он финансировал организацию в регионе, плюс помогал центру. Отказаться от поддержки такого человека трудно. Богатые готовы финансировать «Единую Россию», ЛДПР или даже КПРФ — покупать себе место в партийном списке, либо баллотироваться в одномандатном округе на собственные деньги, но под партийным лейблом. Но желающих финансировать «Справедливую Россию» — раз-два и обчелся.
Гартунг дает деньги — и потому пользуется поддержкой Миронова, и партии в целом.
«СП»: — Можно ли считать Гартунга оппозиционером?
— Мы вместе были депутатами в III и IV созывах Думы. Гартунг всегда был очень осторожным. Да, он имел имидж человека, который может резать правду-матку с трибуны, но все это было в определенных рамках — он четко их соблюдал.
Полагаю, такой же тактики он придерживается и сегодня. Так что главная причина, по которой он присутствует в Думе, в партийных списках «Справедливой России», и участвует в выборах — он пускает часть своих доходов на политическую деятельность.
«СП»: — Совершая сделки с «Единой Россией», Гартунг монетизирует протестные голоса в свою пользу?
— Конечно. Гартунг имеет режим наибольшего благоприятствования не только со стороны «Справедливой России», но и администрации президента. АП видит, что Гартунг вряд ли отличается от членов «Единой России» по своим убеждениям, но при этом может подтянуть голоса оппозиционно-настроенных избирателей. А это стоит немалых денег.
А раз Гартунг устраивает управление внутренней политики, администрация президента, видимо, — со своей стороны — тоже предлагает ему преференции. Это может быть неофициальное содействие бизнесу Гартунга, получение каких-то госконтрактов. Надо понимать: такое сотрудничество — процесс взаимный, улица с двусторонним движением. Гартунг канализирует, подминает под себя оппозиционный электорат, а за это получает плюшки, причем необязательно реальными деньгами. Скажем, звонок из администрации президента в то же правительство Челябинской области — мол, так и так, надо помочь — и вопрос позитивно решается.
В итоге, Гартунг не остается внакладе, и компенсирует свои траты, в том числе на «Справедливую Россию».
«СП»: — Получается, это такой замкнутый круг?
— Сделать с этой ситуацией, я считаю, ничего нельзя — такая уродливая политическая система у нас сложилась. Я очень плохо отношусь к Борису Ельцину, но могу сказать: даже в 1990-е такого не было.
Добавлю, когда богатые идут во власть, они прекрасно знают правила игры: шаг вправо или шаг влево — и у них возникнут неприятности с бизнесом. Поэтому они никогда не будут реальными оппозиционерами. Они будут вести себя предельно осторожно, чтобы, не дай бог, не навлечь на себя подозрений в нелояльности.
«СП»: — Гартунг за неучастие в выборах губернатора Челябинской области получил шесть мандатов в городской думе. В ней 49 депутатов, и пять эсеров погоды не сделают. Почему же эти мандаты так важны для Гартунга?
— Эти мандаты очень важны и нужны «Справедливой России». Чтобы сохранить статус парламентской партии, получать финансирование от государства — ей нужны результаты на выборах. Поэтому даже один депутат, проведенный в областную думу или городской парламент — это плюс в копилку партии. Как говорится, курочка по зернышку клюет — и в результате партия получает госфинансирование, право участвовать в выборах без сбора подписей, и целый ряд других бонусов.
Все это — очень серьезно. Не сомневаюсь, Миронов теперь не упустит случая заявить: мы в Челябинской области провели целых шесть депутатов в городское собрание. Все это, повторюсь, серьезные деньги. Выборы сегодня — не соревнование программ и идеологий, а состязание денежных мешков. Раз так, гартунги весьма кстати.