На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Не выходя из дома

6 179 подписчиков

Эрих-Мария Ремарк Erich Maria Remarque

Эрих-Мария Ремарк / Erich Maria Remarque

Карьера: Писатель

Дата рождения: 22 июня 1898знак зодиака рак

Место рождения: Германия

Эрих-Мария Ремарк - выдающийся немецкий писатель. Родился 22 июня1898 года. Эрих-Мария Ремарк является одним из самых читаемых и известных немецких писателей ХХ века. Известен по таким романам как: "Мансарда снов", "На западном фронте без перемен", "Чёрный обелиск", "Жизнь взаймы", "Тени в раю", "Земля обетованная" и др.

 



Эрих-Мария Ремарк Биография

В 1943 году по приговору фашистского суд а в берлинской тюрьме была обезглавлена 43-летняя портниха Элфрида Шольц. Ее каз нили "за возмутительно фанатическую проп агаду в пользу врага". Одна из клиенток донесла: Элфрида говорила, что немецкие солдаты - пушечное мясцо, Германия обреч ена на разгромление, и что она с охотой влепила бы Гитлеру пулю в лоб. На суде и перед казнью Элфрида держалась мужестве нно. Власти прислали ее сестре счет за с одержание Элфриды в тюрьме, суд и казнь, не забыли более того цена марки со счет ом - всего 495 марок 80 пфеннигов. Через 25 лет именем Элфриды Шольц назовут ули цу в ее родном городе Оснабрюке. Вынося вердикт, председетель суда кинул осужден ной: - Ваш брат, к сожалению скрылся. За то вам от нас не покинуть. Старшим и еди нственным братом погибшей был беллетрист Эрих-Мария Ремарк. В это время он был н еблизко от Берлина - в Америке. Ремарк - французская фамилия. Французом был прад ед Эриха, коваль, родившийся в Пруссии, недалече от границы с Францией, и женивш ийся на немке. Эрих появился на свет в 1 898 году в Оснабрюке. Его папа был переп летчиком. Для сына ремесленника стезя в гимназию был закрыт.

Ремарки были католи ками, и Эрих поступил в католическое пед агогическое училище. Он полно читал, люб ил Достоевского, Томаса Манна, Гете, Пру ста, Цвейга. С 17 лет начал сочинять сам . Вступил в писательский "Кружок мечтани й", которым возглавлял здешний стихотвор ец - бывший маляр. Но вряд ли бы мы знал и в эти дни писателя Ремарка, если бы в 1916 году Эриха не забрали в армию. Его доля не попала в самое пекло, на передов ую. Но фронтовой жизни за три года он хл ебнул. Принес на себе в лазарет смертель но раненого товарища. Сам был ранен в ру ку, ногу и шею. После войны бывший рядов ой повел себя необычно, как будто напраш иваясь на неприятности, - носил форму ле йтенанта и "железный крест", хотя наград у него не было. Вернувшись в училище, п рослыл там бунтарем, возглавив союз студ ентов - ветеранов войны. Стал учителем, работал в деревенских школах, но руковод ство его не любило за то, что он "не мог приспособиться к окружающим" и за "арти стические замашки". В отцовском доме Эри х оборудовал себе офис в башенке - там о н рисовал, играл на рояле, сочинил и изд ал за свой счет первую повесть (попозже он так ее стыдился, что скупил весь оста вшийся тираж). Не прижившись на государс твенном педагогическом поприще, Ремарк п окинул близкий городишко. Сначала пришло сь продавать надгробиями, но вскоре он у же работал в журнале сочинителем рекламы . Вел вольную, богемную существование, у влекался женщинами, в том числе и самого невысокого пошиба. Изрядно пил. Кальвад ос, о котором мы узнали из его книг, впр ямь был одним из его любимых напитков. В 1925 году он добрался до Берлина. Здесь в красавца-провинциала влюбилась дочка издателя престижного журнала "Спорт в ил люстрациях". Родители девушки воспрепятс твовали их браку, но Ремарк получил в жу рнале местоположение редактора. Вскоре о н женился на танцовщице Ютте Замбона. Бо льшеглазая, худенькая Ютта (она страдала туберкулезом) станет прообразом несколь ких его литературных героинь, в том числ е Пэт из "Трех товарищей". Столичный газ етчик вел себя так, будто хотел поскорее выпустить из памяти близкое "разночинно е прошлое". Элегантно одевался, носил мо нокль, без устали посещал с Юттой концер ты, театры, моднячие рестораны. Купил за 500 марок баронский титул у обедневшего аристократа (тому пришлось формально ус ыновить Эриха) и заказал визитные карточ ки с короной. Дружил со знаменитыми авто гонщиками. В 1928 году опубликовал роман "Остановка на горизонте". По словам одн ого своего приятеля, это была книжка "пр о первоклассные радиаторы и красивых жен щин". И внезапно тот самый щеголеватый и поверхностный литератор единым духом, з а шесть недель, написал роман о войне "Н а Западном фронте без перемен" (Ремарк з атем говорил, что роман "написался сам") . Полгода он держал его в столе, не зная , что создал главное и лучшее произведен ие в своей жизни. Любопытно, что количес тво рукописи Ремарк написал в квартире с воей приятельницы, безработной в то врем я актрисы Лени Рифеншталь. Пять лет чере з книги Ремарка будут жечь на площадях, а Рифеншталь, став режиссером документал ьного кино, снимет известный кино "Триум ф воли", прославляющий Гитлера и нацизм. (Она успешно дожила до наших дней и тол ько что побывала в Лос-Анджелесе. Здесь группа ее поклонников чествовала 95-летн юю женщину, поставившую свой дар на служ бу чудовищному режиму, и вручила ей прем ию. Это, без сомнения, вызвало громкие п ротесты, в особенности со стороны еврейс ких организаций...) В побежденной Герман ии антивоенный роман Ремарка стал сенсац ией. За год было продано полтора миллион а экземпляров. С 1929 года во всем мире он выдержал 43 издания, был переведен на 36 языков. В 1930 году в Голливуде снял и по нему кино, получивший "Оскара". Пре мии удостоился и режиссер фильма - 35-ле тний уроженец Украины Лев Мильштейн, про славленный в США как Льюис Майлстоун. Па цифизм правдивой, жестокой книги не приш елся по вкусу германским властям. Консер ваторы возмущались героизацией солдата, проигравшего войну. Уже набиравший силу Гитлер объявил писателя французским евре ем Крамером (обратное прочтение фамилии Ремарк). Ремарк же утверждал: - Я не был ни евреем, ни левым. Я был воинствующим пацифистом. Не понравилась книжка и лит ератруным кумирам его юности - Стефану Ц вейгу и Томасу Манну. Манна раздражала р екламная шумиха около Ремарка, его полит ическая пассивность. Ремарка выдвинули н а Нобелевскую премию, но помешал протест Лиги германских офицеров. Писателя обви няли и в том, что он написал роман по за казу Антанты, и что он украл манускрипт у убитого товарища. Его называли предате лем родины, плейбоем, дешевой знаменитос тью. Книга и кино принесли Ремарку финан сы, он стал составлять ковры и живопись импрессионистов. Но нападки привели его на граница нервного срыва. Он по-прежнем у страсть сколько пил. В 1929 году его б рак с Юттой распался из-за бесконечных и змен обоих супругов. На следующий год он совершил, как вслед за тем оказалось, с ильно верный шаг: по совету одной из сво их возлюбленных, актрисы, купил виллу в итальянской Швейцарии, куда перевез свою коллекцию предметов искусства. В январе 1933 года, намедни прихода Гитлера к вл асти, приятель Ремарка передал ему в бер линском баре записку: "Немедленно уезжай из города". Ремарк сел в машину и, в че м был, укатил в Швейцарию. В мае нацисты предали роман "На Западном фронте без п еремен" публичному сожжению "за литерату рное предательство боец Первой важный во йны", а его автора вскоре лишили немецко го гражданства. Суета столичной жизни см енилась тихим существованием в Швейцарии , примерно городка Аскона. Ремарк жалова лся на утомленность. По-прежнему полно п ил, несмотря на неважное самочувствие - он страдал болезнью легких и нервной экз емой. Настроение у него было подавленное . После того как немцы проголосовали за Гитлера, он писал в дневнике: "Ситуация в мире безвыходная, глупая, убийственная . Социализм, мобилизовавший массы, уничт ожен этими же массами. Право голоса, за которое так боролись, ликвидировало сами х борцов. Человек ближе к людоедству, че м ему кажется". Однако он все же работал : написал "Путь домой" (продолжение "На Западном фронте без перемен"), к 1936 го ду закончил "Трех товарищей". Несмотря н а родное неприятие фашизма, хранил безмо лвие и не выступал в прессе с его осужде нием. В 1938 году он совершил аристократ ичный акт. Чтобы пособить своей бывшей ж ене Ютте вылезть из Германии и вручить е й вероятность существовать в Швейцарии, он сызнова заключил с ней брак. Но главн ой женщиной в его жизни стала знаменитая кинозвезда Марлен Дитрих, с которой он познакомился в это время на юге Франции. Соотечественница Ремарка, она также пок инула Германию и с 1930 года с успехом с нималась в США. С точки зрения общеприня той морали, Марлен (хотя вообще-то, так же, как и Ремарк) не блистала добродетел ью. Их роман был невероятно мучителен дл я писателя. Во Францию Марлен приехала с дочерью-подростком, мужем Рудольфом Зиб ером и любовницей мужа. Говорили, что би сексуальная звездочка, которую Ремарк пр озвал Пумой, сожительствовала с ними обо ими. На глазах Ремарка она ещё и завела связь с богатой лесбиянкой из Америки. Н о сочинитель был сильно влюблен и, начав "Триумфальную арку", придал ее героине по имени Джоан Маду многие черты Марлен. В 1939 году с помощью Дитрих он получил визу в Америку и поехал в Голливуд. Вой на в Европе была уже на пороге. Ремарк б ыл готов жениться на Марлен. Но Пума вст ретила его сообщением о своем аборте от актера Джимми Стюарта, с которым она тол ько что снялась в фильме "Дестри сызнова в седле". Следующим избранником актрисы стал Жан Габен, приехавший в Голливуд, когда немцы оккупировали Францию. При эт ом, узнав, что Ремарк перевез в Америку свою коллекцию живописи (в том числе 22 работы Сезанна), Марлен пожелала принять Сезанна на день рождения. У Ремарка хва тило духу ответствовать отказом. В Голли вуде Ремарк ни капли не чувствовал себя изгоем. Его принимали как европейскую зн аменитость. Пять его книг были экранизир ованы, в них играли крупные звезды. Дене жные дела его были превосходны. Он польз овался успехом у известных актрис, в чис ле которых была и прославленная Грета Га рбо. Но мишурный лоск киностолицы раздра жал Ремарка. Люди казались ему фальшивым и и непомерно тщеславными. Местная европ ейская колония во главе с Томасом Манном его не жаловала. Окончательно расставши сь с Марлен, он переехал в Нью-Йорк. Зде сь в 1945 году была закончена "Триумфаль ая арка". Под впечатлением от смерти сес тры он начал действовать над романом "Ис кра жизни", посвященным ее памяти. Это б ыла первая книжка о том, чего он сам не испытал - о нацистском концлагере. В Нью -Йорке он встретил завершение войны. Его швейцарская вилла уцелела. Сохранилась более того его шикарная агрегатина, стоя вшая в парижском гараже. Благополучно пе режив войну в Америке, Ремарк и Ютта отд али предпочтение обрести американское гр ажданство. Процедура проходила не чрезме рно гладко. Ремарка безосновательно подо зревали в симпатиях к нацизму и к коммун изму. Вызывал колебание и его "этический облик", его расспрашивали о разводе с Ю ттой, о связи с Марлен. Но в конце концо в 49-летнему писателю позволили сделатьс я гражданином США. Тут выяснилось, что А мерика так и не стала ему домом. Его пот януло обратно, в Европу. И более того вн езапное предложение Пумы активизировать все вначале не смогло удержать его за ок еаном. После 9-летнего отсутствия он воз вратился в 1947 году в Швейцарию. Свое 5 0-летие (про которое сказал: "Никогда не думал, что доживу") встретил у себя на вилле. Жил уединенно, работая над "Искро й жизни". Но не мог долговременно остава ться на месте, стал нередко уходить обит ель. Объездил всю Европу, опять побывал в Америке. С голливудских времен у него была возлюбленная, Наташа Браун, француж енка русского происхождения. Роман с ней , так же, как с Марлен, был мучителен. В стречаясь то в Риме, то в Нью-Йорке, они тут же начинали ссориться. Здоровье Рем арка ухудшилось, он захворал синдромом М еньера (хворь внутреннего уха, ведущая к нарушению равновесия). Но хуже всего бы ло душевное смятение и депрессия. Ремарк обратился к психиатру. Психоанализ откр ыл ему две причины его неврастении: завы шенные жизненные притязания и сильная по дневольность от любви к нему других люде й. Корни отыскались в детстве: в первые три года жизни он был заброшен матерью, отдавашей всю привязанность больному (и вскоре умершему) брату Эриха. Отсюда на всю существование осталась неуверенность в себе, чувство, что его никто не любит , склонность к мазохизму в отношениях с женщинами. Ремарк понял, что сторонится работы, в силу того что что считает себя плохим писателем. В дневнике он жаловал ся, что вызывает сам у себя злобу и срам . Будущее казалось беспросветно мрачным. Но в 1951 году в Нью-Йорке он встретилс я с Полетт Годар. Полетт в то время испо лнилось 40 лет. Ее предки с материнской стороны происходили из американских ферм еров, эмигрантов из Англии, а с отцовско й были евреями. Семья у нее, как в насто ящий момент говорят, была "дисфункционал ьная". Дпища Годара, торговавшего недвиж имостью, бросила бабулька. Их дочка Альт а также сбежала от отца и в Нью-Йорке вы шла замуж за Леви, сына владельца фабрик и сигар. В 1910 году у них родилась дочк а Мэрион. Вскоре Альта рассталась с муже м и пустилась в бега, потому что что Лев и хотел захватить у нее девочку. Мэрион росла шибко хорошенькой. Ее взяли манеке нщицей детской одежды в шикарный маркет "Сакс 5 Авеню". В 15 лет она уже танцева ла в легендарном эстрадном ревю Зигфелда и поменяла имя на Полетт. Красотки от З игфелда зачастую находили богатых мужей или поклонников. Полетт уже посредством год вышла за состоятельного промышленник а Эдгара Джеймса. Но в 1929 году (тогда же, когда Ремарк развелся с Юттой), брак распался. После развода Полетт досталос ь 375 тысяч - монеты по тем временам огр омные. Обзаведясь парижскими туалетами и дорогой машиной, она совместно с мамой двинулась на штурм Голливуда. Конечно, е е взяли сниматься только в массовку, то есть безгласной статисткой. Но загадочна я чаровница, являвшаяся на съемки в брюк ах, отороченнных песцом и в роскошных др агоценностях, резво обратила на себя вни мательность сильных мира этого. У нее по явились влиятельные покровители - прежде режиссер Хэл Роуч, следом президент сту дии United Artists Джо Шенк. Одним из ос нователей этой студии был Чарлз Чаплин. В 1932 году на яхте Шенка Полетт познако милась с Чаплином. Слава 43-летнего Чапл ина была огромна. К тому времени он уже снял такие шедевры, как "Малыш", "Золота я лихорадка", только что выпустил "Огни большого города". За плечами у него было два неудачных брака. В 1918 году он жен ился на 16-летней девушке из массовки Ми лдред Харрис, с которой разошелся 2 года через. В 1924 году его избранницей стал а также 16-летняя начинающая актриса Лит а Грей. У них родилось двое сыновей. Но в 1927 году последовал развод - громкий, скандальный, раздутый прессой. Процесс травмировал Чаплина и обошелся ему сильн о дорого не только в денежном смысле. Мо жет быть, вследствие этого, влюбившись в Полетт, Чаплин не стал афишировать их б рак, тот, что они втихомолку заключили п осредством 2 года, на яхте в море. Но По летт безотлагательно переехала в обитали ще Чаплина. Подружилась с его сыновьями, которые ее обожали. В качестве хозяйки принимала (с помощью семи слуг) его гост ей. Кто только у них не бывал! Английски е писатели Герберт Уэллс и Олдос Хаксли, композитор Джордж Гершвин. В гостиной у Чаплина играли на рояле Стравинский, Ше нберг, Владимр Горовиц, а на скрипке - А льберт Эйнштейн. Приезжал и вождь профсо юза докеров, коммунист Гарри Бриджес. Вс ех их Полетт угощала икрой и шампанским, а Чаплин вел с гостями нескончаемые бес еды. - Чарли не был леваком. Он легко лю бил и мог побеседовать, - позже скажет п ро него Полетт. - Смешно полагать его ко ммунистом, в силу того что что он был за взятый капиталист. Чаплин знал, что у По летт есть состояние - значит, она не охо тилась за его деньгами. Правда, сценарис тка Анита Луус, автор знаменитого сатири ческого романа "Джентльмены выбирают бло ндинок", говорила, что Полетт при всей е е любви к шампанскому, бриллиантам, меха м и картинам Ренуара, "неизменно как-то ухитрялась устроиться без труда, которым они приобретаются". Злые языки утвержда ли, что Полетт, которая не хотела распол агать детей, не умела готовить и не отли чалась любовью к чтению, только притворя лась примерной женой. Наверное, в этом б ыла только доля правды. Полетт была от в сего сердца привязана к Чаплину - во вся ком случае, в первые годы их брака. Чтоб ы "соответствовать", она более того собр алась было шагать обучаться на филологич еский факультет университета. Однако эта мысль как-то сама собой угасла, когда Ч аплин, выкупив у Хэла Роуча ее контракт, дал ей главную женскую образ в своей сл едующей картине. Это были "Новые времена ", единственный из лучших фильмов гениал ьного комика - история маленького бродяг и и девушки из нищих кварталов, похожей на озорного подростка. Полеттт всю дорог у говорила, что служба с Чаплином и была ее актерской школой. Готовясь к роли, о на усердно занималась танцем, театральны м мастерством, более того постановкой го лоса, хотя кино был немым. Уроки великог о режиссера, и все-таки, состояли не тол ько в этом. На первую съемку Полетт явил ась в дорогом платье от русской модельер ши Валентины, с наклеенными ресницами и тщательной прической. При виде этого зре лища Чаплин взял ведро воды и, хладнокро вно окатив свою партнершу с головы до но г, сказал оператору: - А вот сейчас сним ай. Картина, вышедшая в 1936 году, имела колоссальный счастливый момент. Она не сделала Полетт суперзвездой, но очароват ельная, непосредственная барышня с ослеп ительной улыбкой могла крепко планироват ь на карьеру в Голливуде. И Полетт- пожа луй, единственная из экранных партнерш Ч аплина - не упустила свой шанс. У своего "Пигмалиона" она снимется всего в ещё о дном фильме. Но за следующие два десятил етия сыграет в кино рядом сорока ролей и будет пользоваться заслуженной репутаци ей хорошей профессиональной актрисы. Пос ле "Новых времен" Чаплин хотел снимать к артину о приключениях русской эмигрантки и американского миллионера с Полетт и Г арри Купером в главных ролях. Тогда тот самый проект не осуществился, и только 3 0 лет через "Графиня из Гонконга", где и грали София Лорен и Марлон Брандо, стане т последней и не чрезмерно удачной работ ой 77-летнего режиссера. Полетт же в 193 8 году включилась в борьбу за главную об раз в исторической эпопее о Гражданской войне "Унесенные ветром". Конкуренция бы ла огромной, подготовку к фильму реклами ровали как главное событие в Голливуде. Полетт мешало ее еврейское происхождение - Скарлет О'Хара должна была олице творять аристократию американского Юга. Но продюсеры хотели откопать "новое лицо ", кинопробы у Полетт оказались прекрасн ыми, и в конце концов ее утвердили на об раз. Для Полетт уже начали шить костюмы, она была на седьмом небе. Но фортуна пр одолжалось всего неделю. В крайний миг я вилась юная англичанка Вивьен Ли, котора я так покорила продюсеров, что вожделенн ая образ досталась ей. Известный режиссе р Александр Корда, эмигрировавший в Голл ивуд из Венгрии (в СССР с невероятным ус пехом шли его фильмы "Багдадский вор" и "Леди Гамильтон") в 1939 году предложил Чаплину идею сатирической антинацистской картины "Великий диктатор". Гитлер, ещё казавшийся тогда не больше чем опасным шутом, так и напрашивался на осмеяние. Ч аплин сыграл роли двойников - скромного еврея-парикмахера и фюрера Хинкеля - бле стящую пародию на Гитлера. Полетт снялас ь в роли Ханны (так звали мамаша Чаплина ), возлюбленной парикмахера. Фильм вышел осенью 1940 года и был замечательно при нят. Чаплин с Полетт были приглашены к п резиденту Рузвельту в Белый жилье. Но к этому времени их супружество уже было об речено. Ссоры и нелады начались года за три до этого. И хотя, выступая на премье ре "Великого диктатора", Чаплин впервой во всеуслышанье назвал Полетт своей жено й, было ясно, что развод неизбежен. Они расстались достойно, без скандалов и вза имных разоблачений. В завершающий раз он и виделись, когда в 1971 году 82-летнего Чаплина наградили почетным (единственны м в его жизни!) "Оскаром" и он приехал и з Европы на церемонию. Полетт поцеловала Чарли, назвав своим "дорогим бэби", и о н нежно обнял ее в реакция. 40-е годы бы ли в особенности удачны для совершенно е щё юный актрисы (к моменту развода с Чап лином Полетт было слегка за тридцать). О на невпроворот снималась, в 1943 году по лучила номинацию на "Оскара". Летала в И ндию и Бирму выступать перед американски ми солдатами, восторженно ее встречавшим и. Пользовалась здоровущий популярностью в Мексике, где ее поклонниками были худ ожник Диего Ривера и президент страны Ка мачо (из одной поездки туда она вернулас ь с подарком президента - ацтекским изум рудным ожерельем, музейной ценностью). Б ыла веселой, острой на язык. В Мексике н а корриде единственный матадор посвятил ей быка. Кто-то пренебрежительно заметил , что тот самый матадор - охотник. "Зато бык - профессионал", - откликнулась Пол етт. С 1944 по 1949 год была замужем за известным и уважаемым актером Берджесом Мередитом (многие помнят его по исполнен ию роли тренера в фильме Сталлоне "Роки" ). Мередит придерживался леволиберальных убеждений, и совместно с мужем Полетт в ступила вслед за тем войны в антимаккарт истский комитет защиты 1-ой поправки к К онституции. Говорят, что за ней следило ФБР. После развода с Мередитом кинокарье ра Полетт стала клониться к закату. Круп ные студии больше не предлагали ей по 10 0 тысяч долларов за кино. Но без работы она не сидела. Понемногу снималась. На с цене сыграла Клеопатру в "Цезаре и Клеоп атре" Бернарда Шоу. Бедность ей не грози ла. В лучших районах Лос-Анджелеса ей пр инадлежали четыре дома и антикварный мар кет. Репутация у нее по-прежнему была бл естящая, посреди ее друзей были Джон Сте йнбек, Сальвадор Дали, супер-звезда Клар к Гейбл (исполнитель роли Ретта в "Унесе нных ветром"), предлагавший ей руку и се рдце. Но Полетт отдала предпочтение Рема рка. Так же, как было с Чаплином, Полетт , которая, по словам Ремарка, "излучала жизнь", спасла его от депрессии. Писател ь считал, что эта веселая, ясная, непоср едственная и не закомплексованная леди о бладала чертами характера, которых не хв атало ему самому. Благодаря ей он законч ил "Искру жизни". Роман, где Ремарк в пе рвый раз поставил знак равенства между ф ашизмом и коммунизмом, имел счастливый м омент. Вскоре он начал работу над романо м "Время существовать и время умирать". "Все привычно, - гласит дневниковая запи сь. - Нет неврастении. Нет чувства вины. Полетт ладно на меня действует". Вместе с Полетт он решился в конце концов поех ать в 1952 году в Германию, где не был 3 0 лет. В Оснабрюке встретился с отцом, с естрой Эрной и ее семьей. Город был разр ушен и перестроен. В Берлине ещё сохраня лись военные руины. Для Ремарка было все чужим и странным, как во сне. Люди каза лись ему похожими на зомби. Он писал в д невнике про их "изнасилованные души". На чальник западноберлинской полиции, прини мавший Ремарка у себя дома, пытался смяг чить ощущение писателя от его родины, го ворил, что ужасы нацизма преувеличены пр ессой. Это оставило на душе Ремарка неле гкий осадок. Только в текущий момент он избавился от наваждения по имени Марлен Дитрих. Они с 52-летней актрисой встрети лись, ужинали у нее дома. Потом Ремарк з аписал: "Прекрасной легенды больше нет. Все кончено. Старая. Потерянная. Какое у жасное слово". "Время существовать и вре мя умирать" он посвятил Полетт. Был с не й счастлив, но от прежних комплексов пол ностью освободиться не мог. Писал в днев нике, что подавляет свои чувства, запрещ ает себе чувствовать фортуна, вроде это правонарушение. Что пьет, потому что что не может трезвым контачить с людьми, бо лее того с самим собой. В романе "Черный обелиск" герой влюбляется в довоенной Г ермании в пациентку психиатрической лече бницы, страдающую раздвоением личности. Это было прощанием Ремарка с Юттой, Марл ен и с родиной. Роман кончается фразой: "Ночь спустилась над Германией, я покину л ее, а когда вернулся, она лежала в раз валинах". В 1957 году Ремарк официально развелся с Юттой, выплатив ей 25 тысяч д олларов и назначив пожизненное содержани е в 800 долларов в месяц. Ютта уехала в Монте-Карло, где и оставалась 18 лет до своей кончины. На следующий год Ремарк и Полетт поженились в Америке. Голливуд п о-прежнему был верен Ремарку. "Время сущ ествовать и время умирать" экранизировал и, и Ремарк более того согласился сам сы грать профессора Польмана, еврея, погиба ющего от рук нацистов. В своей следующей книге "У неба нет любимчиков" сочинител ь вернулся к тематике своей молодости - влюбленность автогонщика и прекрасной же нщины, умирающей от туберкулеза. В Герма нии к книге отнеслись как к легковесной романтической безделушке. Но американцы экранизируют и ее, истина, через без мал ого 20 лет. Роман превратится в кино "Бо бби Дирфилд" с Аль Пачино в главной роли . В 1962 году Ремарк, посетив вновь Герм анию, вопреки своему обыкновению дал бес еда на политические темы журналу "Ди вел ьт". Он грубо осудил нацизм, напомнил пр о душегубство своей сестры Элфриды и про то, как у него отняли гражданство. Подт вердил свою неизменную пацифистскую пози цию и выступил супротив только что соору женной Берлинской стены. На предстоящий год Полетт снималась в Риме - играла мат ушка героини, Клавдии Кардинале, в фильм е по роману Моравиа "Равнодушные". В это время у Ремарка случился инсульт. Но он выкарабкался из болезни, и в 1964 году уже смог принять делегацию из Оснабрюка, приехавшую в Аскону вручать ему почетну ю медаль. Отнесся он к этому без восторг а, записал в дневнике, что с этими людьм и ему было не о чем гутарить, что он уст ал, скучал, хотя и был тронут. Ремарк вс е больше оставался в Швейцарии, а Полетт по-прежнему разъезжала по свету, и они обменивались романтическими письмами. Он подписывал их "Твой непреходящий трубад ур, супруг и поклонник". Некоторым друзь ям казалось, что в их отношениях было чт о-то искусственное, наигранное. Если в г остях Ремарк начинал пить, Полетт демонс тративно уезжала. Ненавидела, когда он г оворил по-немецки. В Асконе Полетт недол юбливали за экстравагантную манеру облек аться, считали ее высокомерной. Ремарк н аписал ещё две книги - "Ночь в Лиссабоне ", и "Тени в раю". Но самочувствие его у худшалось. В том же 1967 году, когда гер манский посол в Швейцарии вручил ему орд ен ФРГ, у него было два сердечных присту па. Немецкое гражданство ему так и не во звратили. Зато на следующий год, когда е му испонилось 70 лет, Аскона сделала его своим почетным гражданином. Писать свою биографию он не разрешил более того быв шему другу юности из Оснабрюка. Две посл едние зимы своей жизни Ремарк провел с П олетт в Риме. Летом 1970 года у него еще раз отказало сердце, его положили в бол ьницу в Локарно. Там он и скончался 25 с ентября. Хоронили его в Швейцарии, скром но. Марлен прислала розы. Полетт не поло жила их на гроб. Позже Марлен жаловалась драматургу Ноэлю Каураду, что Ремарк ос тавил ей всего единственный бриллиант, а все капиталы - "этой женщине". На самом деле он кроме того завещал по 50 тысяч своей сестре, Ютте и экономке, долгие го ды опекавшей его в Асконе. Первые 5 лет следом смерти мужа Полетт усердно занима лась его делами, публикациями, постановк ой пьес. В 1975 году она тяжко занедужил а. Опухоль в груди удалили уж очень ради кально, вынули немного ребер, у Полетт р аспухла десница. Она прожила ещё 15 лет, но это были нерадостные годы. Полетт ст ала странной, капризной. Начала пить, пр инимать чрезмерно немало лекарств. Пожер твовала 20 млн. Нью-Йоркскому университе ту, но вечно беспокоилась о деньгах. При нялась распродавать собранную Ремарком к оллекцию импрессионистов. Пыталась разде латься с собой. Хозяин дома в Нью-Йорке, где она снимала квартиру, не хотел имет ь в распоряжении алкоголичку посреди жил ьцов и попросил ее отбыть в Швейцарию. В 1984 году умерла ее 94-летняя мама. Теп ерь Полетт окружали только слуги, секрет арша и эскулап. Она страдала эмфиземой. От красоты не осталось и следа - кожа ли ца была поражена меланомой. 23 апреля 19 90 года Полетт потребовала вручить ей в ложе каталог аукциона "Сотби", где должн ы были в тот самый день продаваться ее д рагоценности. Продажа принесла миллион д олларов. Через 3 часа Полетт скончалась с каталогом в руках. Еще при жизни Полет т в Америке вышла ее история жизни. О Ре марке написано 5 книг. Автор последней ( 1995), "сдвоенной" биографии супругов, Д жули Гилберт преподает в том самом Нью-Й оркском университете, к которому была та к щедра Полетт. ... 

Ссылка на первоисточник
наверх