10 лет назад со смерти Гайдара - самое время снести его памятник- пишет RovegoSteb
Тоже отравили каким-то веществом Егора Тимуровича. Потому и умер раньше времени. Последствия отравления. Отравили бы в детстве - столько людей осталось бы живо, и семей остались жить в России. Но кто же знал, что на одной лестничной площадке с моей мамой на Мясницкой подрастает "великий реформатор", который плевать хотел на людей, его интересовали цифры.
Безусловно, мало кто из "подонков" считает себя таковым, но он таковым был и остается. Простые люди, сдается мне, от сохи, и то имеют больше разумения в экономике, чем этот круглый дурак. "Будь он проклят вместе с предками и потомками и его ненавистной продажной, вороватой командой", - говорят россияне. А памятник стоит.Именно в голове Гайдара (а не Чубайса, он бы и не додумался) зародились мысли о необходимости перехода к «рыночному социализму» — с рабочим самоуправлением и конкуренцией между предприятиями - то есть "рыночной экономикой".
Выпускник экономического факультета МГУ сблизился с другими молодыми финансистами. Среди них были Анатолий Чубайс, считавшийся неформальным лидером ленинградской группы экономистов Инженерно-экономического института, и будущий совладелец Альфа-банка Петр Авен. По воспоминаниям Гайдара, на собраниях царила непринужденная атмосфера и обсуждались самые острые вопросы, зачастую шедшие вразрез с официальной идеологией государства.
За образец была принята венгерская реформа конца 1960-х. То, что не получилось у Праги, сработало в Будапеште: появились производственные кооперативы, ослаб контроль государства над ценами, фактически были отменены пятилетние планы развития. Если подобное не провести в СССР, писал Гайдар, страна войдет в «фазу саморазрушения». Глупость, конечно, несустветная.
Вскоре молодые экономисты получили заказ от Политбюро на разработку «умеренной программы изменений». Но тут случилось большая беда. Страна изменилась. К власти пришел Ельцин. Летом 1992 года, уже после распада СССР, Гайдар был назначен первым вице-премьером. Также ему отошли должности вице-премьера по вопросам экономической политики, министра финансов и экономики. Фактически вчерашнему научному сотруднику была доверена вся экономика страны, столкнувшейся с необходимостью жить в новых реалиях. "Умеренность" отпала.
Работа Гайдара в правительстве, заявил он, будет посвящена переходу от социализма к капитализму. В гайдаровском варианте она включала в себя либерализацию цен (отказ от их регулирования государством), снятие запрета на свободную торговлю (как для предприятий, так и для граждан), отказ от планирования и переход на госзаказ, массовую приватизацию, введение плавающего курса рубля, создание биржи и фондового рынка. Необходимые и неизбежные меры обернулись катастрофическими последствиями, включая непомерную инфляцию, обесценивание сбережений населения и невыплату зарплат. В 1992-м расходы бюджета выросли сразу на 14 процентов, что привело к инфляции в 2600 процентов годовых. Следом обесценивались зарплаты и пенсии, а также вклады, сделанные во времена СССР. Неспособность населения оплачивать подорожавшие товары и услуги привела к резкому снижению прибыли предприятий и к массовым увольнениям.
Вдобавок многие компании в условиях открытых таможенных границ и наводнившего страну импорта не выдержали конкуренции и вынуждены были закрыться.
Сегодня многие экономисты говорят, что просто дураку доверили слишком важное дело. Действия Гайдара называют непродуманными, а то и вовсе вредительскими. Но памятник стоит. Его именем называют институты. А может, пора признать, что назначение Гайдара - было фатальной ошибкой, как и его идиотские бесчеловечные реформы.